vs

А вы знали, что Тарковский, именно посмотрев фильм Кубрика, загорелся космосом и решил снять что-то подобное у нас ? Спецэффектами «Солярис» похвастаться не может, может — разработкой Вселенной «Соляристики», а также образов персонажей и актерской игрой. Казалось бы, Тарковский и Кубрик – режиссеры с разных планет, но – обращаясь к бездонным темам зарождения жизни вдруг они становятся похожи. Только Кубрик в «Космической Одиссее» погружает нас в музыкальную классику, аналог божественной «музыки сфер», а Тарковский – в классику изобразительного искусства – «Охотники» Питера Брейгеля дублируются с заснеженными кадрами из детства главного героя, здесь же Марк Шагал – позу летящих влюбленных повторяют в невесомости Хари и Крис и последняя сцена встречи с отцом – будто из «Возвращения блудного сына» Рембрандта продолжает тему копий, которой является Хари-2 и сам отчий дом Криса, построенный «по старинному образцу». Получается, что планета Солярис, производящая живые копии, отвечает этим на склонность человеческой души к возвратам и повторениям — новую жизнь она строит из «исходных данных», взятых из человеческих снов, кошмаров и надежд. «Космическая Одиссея» Кубрика отвечает на вопрос поисков человеком бога в глубинах Космоса также: «Человеку нужен человек». Искусственная психика компьютера «Хэл» не выдерживает безумной нагрузки и встретиться с истиной дано только человеку – астронавту Дэйву Боуману, который оказывается способен к встрече с самим собой. Как и у Тарковского, место встречи – дом-копия, напичканный копиями статуй, которые в свою очередь – лишь копии. Разница необъяснима, так как она в любви. Герой Боумана отстраненно смотрит на себя. Герой Тарковского оживляет своей любовью «соединения из нейтрино» и они становятся людьми.

мин.

Оценки

IMDB

kinopoisk