Главное, что нужно человеку – самому быть нужным. Родным, близким людям. А если уже не нужен? Ценный опыт – что его, на помойку? А заработанный авторитет? Нет и в помине? Знакомо… Оба фильма символично начинаются с общих планов, сельского («Родня») и городского («О Шмидте»). Среди уверенно движущихся к цели выделяются фигуры «в ожидании». Мария Васильевна всё ждёт, словами её дочери «как не бывает». Хотя бывает-то даже лучше – отношения с главным инженером рыбзавода, например. Но Марии Васильевне такой мужчина не нужен – если есть убитый жизнью бывший муж. Сам-то он, что его нужно спасать не понимает, поскольку от регулярного потребления не помнит себя. Но это ничего, его помнит Мария Васильевна. Уоррен не замечает внимания от мамы жениха дочери, Роберты. Даже когда она раздевается и залезает с ним в бассейн. Яркая женщина шокирует тем, что «знает, как доставить себе удовольствие». А вот Уоррен не знает – вся его жизнь прошла на службе другим, а мечты юности были подавлены. И хоть собственное мнение насчет свадьбы дочери после смерти жены у него «вдруг появилось», мы понимаем, по какому адресу дочка его пошлёт. Да по тому же, что и Нина в «Родне». Светлым лучом для Уоррена остаётся названный сын по переписке – африканский мальчик Ндугу, которого представляет фонд «Помощь детям». Он нарисовал картинку для Уоррена, на которой большой и маленький «огуречики» держатся за руки. А Иришка, внучка Марии Васильевны прячет её ведро, чтобы та «не возвращалась в деревню». У взрослых детей теперь своя жизнь, но у малышей душа ещё открыта для нового друга. Который снова чувствует себя маленьким в большом и непонятном мире.
А какой фильм о приключениях в стиле «буря и натиск» на пенсии больше нравится вам?