Из чего же сделаны революционеры? Ответ на этот вопрос можно получить, познакомившись с героями нашего очередного кино-баттла. И, несмотря на то, что один из них вымышленный (но имеет в основе знакомство автора романа с личностями Мадзини и Гарибальди), а второй создан на основе автобиографической книги Че – сходство, безусловно, прослеживается. Помимо любви к поэзии (Артур увлекается Байроном, Эрнесто – Лоркой), нервности, мечтательности, и внезапной страсти к путешествиям по Южной Америке, а также готовности легко умереть за свои убеждения – это ненависть ко всякой лжи.
Юный «Овод», тогда ещё Артур Бертон, очевидно, болезненно относится к теме лжи. Обвинение его в предательстве их партии «Молодая Италия» Джеммой вызывает единственное желание – покончить с собой, а известие о том, что его настоящим отцом приходится дававший обет безбрачия Монтанелли – напротив, переворачивает сознание до — инсценировать самоубийство, дабы доискаться своей, подлинной правды. И вот оба героя фильмов совершают путешествия по Южной Америке без гроша в кармане. В «Дневниках мотоциклиста» весь сюжет, собственно, отведён именно ему.
Молодой врач за компанию со старшим товарищем объезжает все лепрозории страны, желая лечить людей, но встречает по пути угнетение, и, конечно, ложь и обман. Его напарник относится ко всему происходящему легче и сам горазд приврать, но астматик Че (прозвище — от его аргентинского диалекта) буквально задыхается от «паров лжи». Каким-то невероятным образом из юношей с прекрасными глазами и не менее прекрасным образованием, страстно желавших служить людям, от невыносимости встреч с реальностью вдруг рождаются харизматичные лидеры, снабжающие селян оружием и призывающие к насилию и стрельбе: «Революцию без стрельбы не совершить» (Че Гевара) и «Камень, лежащий на дороге, может иметь самые лучшие намерения, но всё-таки его нужно убрать» («Овод»).