Истории, в которых горе-студенты или абитуриенты в одночасье получают статус «неприкасаемых», потому что их выселили из общаги или так никуда и не приняли рассказаны по-разному. Но оказывается, к одной и той же цели можно прийти как путём мрачной драмы, так и с помощью комедии положений, в которой герой-протагонист будет спотыкаться или что-то ронять в каждом кадре. Главная идея – появление «иного» взгляда на происходящее в студенческой среде. И этот, немного безумный, взгляд подсвечивает гниль того, что считалось необходимой нормой или даже удачей. К примеру, «посвящение» Шермана Шредера в престижном ВУЗе на поверку выходит полным унижением личности. А фантастические курсы липового «института самоопределения» отказников – наоборот — развитием творческого потенциала молодёжи. На полное унижение идут и нелегалы «Общаги», предавая друг друга и собственные мечты ради угла под заветной крышей – все, коме одного. По-философски сомневавшийся в существовании личного выбора аутист Паша Забелин вдруг начинает последовательно его осуществлять. Выбор Паши, который без эмоций видит то, что другим дано только «под кайфом», приводит его к смерти. Это, конечно, жёстче, чем суд в случае с Бартлби. Но, похоже, что и в его картине мира – и в картине Васьянова – это тоже удачный выбор. Ведь он даёт свободу увидеть наконец правду – всем остальным.
А какая оптика для обзора студенческой жизни больше нравится вам – как в «Общаге» или в «Нас приняли»?